Профессиональная лаборатория восстановления данных с цифровых носителей информации

Во всех регионах России и СНГ

8 (495) 369-38-92

Адрес: Москва, Холодильный пер. д.3, к.1
Метро: Тульская
Схема проезда
Главная Статья о том, как мы восстанавливаем HDD

Как мы восстанавливаем данные

Наши клиенты часто спрашивают нас о том, каким образом мы восстанавливаем их диски. В данной статье я постараюсь рассказать об этих процессах более подробно, но при этом, не раскрывая профессиональных секретов. В очередной раз хочу предостеречь всех пользователей от самостоятельных попыток самолечения, HDD это технически сложное устройство с прецизионной механикой, восстановление которого возможно только в спец-лабораториях.


На данной фотографии вы можете видеть типичную конструкцию жёсткого диска


Бэд-блоки – наиболее частая проблема у современных накопителей. Проявляется в виде сильных подтормаживаний во время работы операционной системы, появления сообщений о невозможности записать или прочитать файлы, пропадания логических дисков (если их было несколько) или же в тяжёлых случаях после определения диска в BIOS компьютер не начинает загрузку ОС или при загрузке компьютер циклически перезагружается.

Последствия данного вида неисправности обычно проявляются в виде повреждений файловой системы. Серьёзных последствий для информации обычно не представляет. Мы не используем при копировании и восстановления данных DataExtractor. Наши современные разработки, позволяют снять информацию с винчестера, имеющего до нескольких миллионов bad-блоков практически без повреждений.

Технология восстановления данных в таких случаях заключается в использовании специальных программных средств, с помощью которых делается полная посекторная копия на другой исправный диск (клонирование). При таком копировании используются специальные алгоритмы, когда жёсткий диск не “тормозит” на bad-блоках, а при определении повреждённого сектора моментально его пропускает и переходит к следующему, не допуская потери готовности (зависания) диска. Иногда причиной появления плохочитаемых секторов является повреждённая головка, в этом случае необходимо заменить весь БМГ.

При данной неисправности ремонт самого диска невозможен или нецелесообразен в связи с большими временными затратами на этот процесс.

Выход из строя блока магнитных головок – вторая по количеству поломка у современных HDD. Проявляется в виде посторонних звуков типа щелчков, при этом диск не определяется в BIOS т.к. не может считать служебную информацию с блинов. Так же при данной неисправности бывают случаи, когда выходит из строя одна головка и на поверхности по которой она читает не записана служебная информация, в этом случае диск будет определяться в BIOS, но не будет читать периодичными зонами по поверхности, т.е. не будет читать только по этой неисправной головке.

Методика восстановления данных следующая: нужно найти исправный диск аналогичной модели, и переставить с него исправный блок головок на винчестер, с которого необходимо снять данные. Далее, как и в предыдущем случае производится посекторное копирование (клонирование) информации на другой исправный винчестер. Подключать восстановленный винчестер к Windows и переписывать информацию по файлам через проводник чревато, т.к. с большой долей вероятности он вновь выйдет из строя. После завершения работ ни исходный диск, ни диск-донор дальнейшему использованию не подлежат и собрать (как это просят многие клиенты) из двух один рабочий не получится, потому что вскрытый HDD полноценно работать уже не будет т.к. на заводе при изготовлении винчестеры калибруются (настраиваются) уже после сборки гермоблока и любое вмешательство в механические узлы приводит к неизбежному падению характеристик (скорости и надёжности).


Причинами выхода БМГ из строя могут служить: технологический брак, внешнее механическое воздействие на винчестер (удар, падение), повреждение магнитного слоя диска (Bad’блоки, удар головок о поверхность диска).


На фотографии показан цилиндрический запил от головок на поверхности диска Samsung, снятие данных в таких случаях невозможно.


Выход из строя коммутатора БМГ – данную неисправность можно разделить как бы на два случая: первый случай это когда микросхема коммутатора сама по себе выходит из строя, особенно часто это происходит на HDD моделей Quantum AS, Maxtor D540 и  Maxtor D740; и второй случай, когда коммутатор выходит из строя в результате электрического пробоя, это сопровождается с выгоранием внешней платы электроники. Точнее сказать, что сначала выгорает внешний контроллер HDD, а только потом как бы насквозь пробивает и коммутатор внутри гермоблока. В первом случае винчестер будет стучать, во втором случае соответственно не будет крутиться, а если заменить выгоревшую электронику, то так же начнёт стучать. Способа восстановления данных два: первый это перепаять микросхему коммутатора, взяв её с аналогичного HDD; а второй способ это заменить весь блок магнитных головок вместе с коммутатором. Проще конечно заменить весь БМГ, но к сожалению это не всегда полезно, на некоторых винчестерах например: Western Digital, Quantum AS и Maxtor D540 очень плохая взаимозаменяемость механики и часто бывает, что не удаётся подобрать подходящий БМГ от аналогичного донора.



На фотографии Вы можете видеть Блок Магнитных Головок (БМГ) от HDD Maxtor DiamomdMax Plus 9 80Gb. В центре БМГ на гибком шлейфе идущему к внешней плате электроники HDD находится микросхема коммутатора, в левой части фотографии расположены две магнитные головки, которые крепятся на металлических пластинах с широким диапазоном упругой деформации.

Выход из строя электроники жёсткого диска – самая частая причина это электрический пробой по питанию. Диск при такой неисправности не крутится, а на плате контроллера часто можно наблюдать выгоревшие элементы. Причиной этому могут послужить плохой блок питания или неправильное подключение разъёма питания на HDD. Для восстановления работоспособности винчестера и снятия данных необходимо заменить электронику с аналогичного HDD, предварительно переписав на новый контроллер уникальную служебную микропрограмму из старого. Времена, когда платы у дисков одной модели были взаимозаменяемы уже прошли. Самостоятельная же замена электроники может быть чревата окончательным выходом HDD из строя. Данная неисправность часто сопровождается выгоранием коммутатора, в этом случае при простой замене платы электроники возможен её повторный выход из строя. Если на диске так же выгорел коммутатор, то необходимо заменить весь блок головок от аналогичного HDD.



На фотографии представлена плата электроники от HDD Western Digital с выгоревшей микросхемой управления блоком магнитных головок, повреждения отмечены стрелками.

Клин подшипника двигателя – данная неисправность очень часто возникает в результате физического воздействия на диск, например падения HDD. При этом диск не вращается, но издаёт тихие жужжащие звуки – это попытки двигателя раскрутить вал. Неисправность делится на два случая: первый это когда ось вала двигателя клинит торцом о стопорную шайбу подшипника, в этом случае мы с помощью специального оборудования удаляем стопорную шайбу тем самым, освобождая ось двигателя; во втором же случае ось вала клинит по поверхности втулки подшипника, и в этом случае приходится переставлять магнитные пластины в другой гермоблок с рабочим подшипником с сохранением междисковой фазы (угла смещения блинов друг относительно друга).



Следует отметить, что второй случай относится к сверхсложным и очень дорогим. В подавляющем большинстве фирм, пластины диска переставляют по одной, что не позволяет точно сохранить первоначальное положение пластин относительно друг друга информацию восстановить в итоге не удаётся. Мы же, обладаем технологией перестановки пластин "пакетным способом", т.е. диски жёстко фиксируются друг относительно друга специальным устройством и переставляются сразу единым пакетом без смещения, что позволяет восстанавливать информацию при данной неисправности в 100% случаев.



Повреждение служебной микропрограммы – данная неисправность широко себя проявляла на таких дисках как Fujitsu MPG и тонких моделях Maxtor. На современных винчестерах проблемы со служебным микрокодом встречаются крайне редко. При такой неисправности диски обычно перестают определяться в BIOS, или определяются там неправильно. Принцип работы HDD таков, что сначала диск загружает служебную микропрограмму, а уже только потом даёт доступ к области данных пользователя. Восстановление диска в таких случаях производится с помощью специальных программно-аппаратных комплексов (таких как PC3000), которые на уровне техкоманд могут работать со служебной микропрограммой винчестера.

Залипание БМГ на поверхности пластин – по симптомам эта неисправность идентична случаю с клином подшипника двигателя, т.е. диск не вращается, но издаёт тихие жужжащие звуки. Но встречается данная проблема преимущественно только на ноутбучных дисках и редко на 3.5” IBM или Hitachi т.е. только на тех винчестерах, где головки паркуются вне блинов на специальной внешней подставке (рампе). Довольно часто после залипания, головки выходят из строя и чтобы произвести восстановление данных их необходимо заменить, переставив с аналогичного HDD. На рисунке показан пример винчестера с залипшими головками. Для решения данной проблемы с помощью специальных инструментов головки сводятся обратно на парковщик и после этого производится их замена. Неопытные пользователи, самостоятельно вскрывающие гермоблок HDD, часто пытаются сами отлепить головки, но из-за отсутствия необходимых знаний, инструментов и технологий они попросту гнут магнитные головки (т.к. они сильно прилипают к магнитным пластинам) и ими же царапают поверхность HDD, что в последствии делает невозможным снятие данных даже для профессионалов.



На последнем рисунке Вы видите HDD Toshiba MK4026GAX с залипшими на магнитной пластине головками, по каким то причинам они не смогли запарковаться на рампу и упали на поверхности диска.
 
Восстановление данных
Мы - официальные партнеры WD
Последние отзывы
  • От Елена Стародубцева
    Огромное спасибо за восстановление данных террабайтного Seagate. Качественно и быстро. За внимание к... Подробнее...
  • От Лазарева Светлана Николаевна
    Выражаю огромную благодарность сотрудникам профессионально й лаборатории по восстановлению данных с ... Подробнее...
  • От Конько Юлия Николаевна
    Благодарю всех специалистов данной клаборатории, которые не только восстановили целый Терабайт важно... Подробнее...
RSS
Оборудование